ДОЖДЬ, ТУМАН, СОЛНЦЕ...
... Природа – лучший художник, и для любого пейзажиста картина – сотворчество с натурой, двойное отражение собственной души – единожды увиденное – лес, дерево, единая ветка, воздух, сквозящий сквозь листву, – узнанное, как свое, теперь подаренное нам.
Самые первые незатейливые пейзажи Сергея Кувшинова отличались своим образным видением, своим мягким юмором. Поэзия прорывалась сквозь красивости, штампы, фотографичность. Я тогда сказала: Сергею надо «поставить слух», а свой голос у него есть. Позже в ответ получила:
«Мне точат слух, как карандаш,
И шелуха пустая
Слетает, сыплется в «дренаж»,
Бесследно исчезая.
А остается только суть
На острие графита.
Она проста, наивна чуть,
Но всем зато открыта».
Но, действительно, хорошо видеть, как простая зарисовка превращается в картину, обычное наблюдение прорастает обобщением, а размышления становятся все глубже, философичнее.
У нас любят ранжировать – «местный поэт», «начинающий...», «трибун», «лирик».., а есть – поэт – личность, чья душа открыта нам, главное в истинной поэзии – свое ощущение жизни, свое открытие мира и желание, и умение поделиться этим открытием.
Все мы мыслим образами, и образ тем объемнее, чем больше ассоциаций – чувств, картин – он вызывает. Сергей как-то написал:
«…И я метафор огород,
Почти не разгибая спину,
Готов возделывать сегодня...»
Потребность «вкладывать всю полноту чувств в одну метафору» (Померанц), постепенно освобождаясь при этом от ненужной риторики, позволила Сергею через знакомство с восточной поэзией создать свои хокку и танка, что на деле обернулось крепким русским верлибром. На трех-пяти строчках – не разбежишься – каждый слог, каждое слово на счету:
«О, как пишется зимою,
Возле печки в окна глядя,
За стеклом кружат снежинки –
Слов богатый урожай».
или так:
«Мигрень коварна
И непредсказуема:
То снадобья нет,
То запить его нечем,
А палач вечно занят».
Повторяют – одушевление природы – но ведь работает здесь не чья-то душа, а душа поэта.
Сергей говорит: «Я не перестаю испытывать восторг от того, что такие крошечные зарисовки могут вмещать в себя весь этот удивительный мир, наполненный волшебством и любовью».
Действительно, двойное отражение – природа являет зримый образ души человека, а поэзия рисует тот увиденный и узнанный пейзаж.
«Из снега и льда
Вдруг вытаял небосвод.
И не то еще
Можно увидеть весной
В зеркале половодья». Вот так естественно растет, расширяется мир поэта.
Новых открытий, удачи, Сергей.
Лия Аронович.
|